История British American Tobacco

1British American Tobacco Plc (по-русски произносится Бритиш Американ тобакко пи-эл-си) — британская табачная компания, вторая в мире, занимает около 17 % мирового табачного рынка на середину 2007 года. Штаб-квартира — в Лондоне.
Первые двадцать пять лет существования «Бритиш Американ Тобакко» отмечены быстрым расширением компании. На всех новых рынках от Канады до Китая компания с самого начала преследовала основную цель — достичь лидерства.
В 20-х годах XX века компания, уже работающая практически по всему миру, вышла на рынок США, что стало возможным после приобретения компании «Браун энд Виллиамсон» (Brown & Williamson), которая в то время была небольшой компанией в Северной Каролине.
После экономического кризиса 1929 года и последовавшей Великой депрессии 1930-х годов компания осуществила серию слияний со своими дистрибьюторами, которые приобрели статус полноценных филиалов.
29 сентября 1902 года, желая положить конец ожесточенной торговой войне, британская компания «Империал Тобакко Компани» (Imperial Tobacco Company) и американская «Американ Тобакко Компани» (American Tobacco Company) создали совместное предприятие — «Бритиш Американ Тобакко».
Две компании обязались не вести торговлю на территории страны своего компаньона и приобрели права на использование торговых марок и товарных знаков друг друга на своей собственной территории. Деловые операции обеих компаний за пределами их «домашних» рынков в Великобритании и США передавались «Бритиш Американ Тобакко», — что позволило новой компании вести операции в таких разных странах, как Канада, Япония, Германия, Австралия, Южная Африка и Китай.
Первым председателем компании стал Джеймс Бак Дюк, аскетичный гений-самоучка в коммерции. Его стратегия заключалась в разработке продукции самого высокого качества, приглашении лучших специалистов для ее производства, назначении как можно более низкой цены, — а также в механизации, организации технологий дистрибуции, продвижения и рекламы.
Первое десятилетие существования компании — это хроника экспансии: Вест-Индия — в 1904, Индия, Цейлон и Египет — в 1905, Голландия, Бельгия, Швеция и Норвегия — в 1906, Финляндия, Индонезия и Восточная Африка — в 1908 и Малайя (теперь Малайзия) — в 1911.
К 1910 году продажи «Бритиш Американ Тобакко» превысили 10 млрд. сигарет. Столь же быстро росли и прибыли.
К 1911 году «Американ Тобакко Компани» продала свою долю в совместном предприятии. «Бритиш Американ Тобакко» начала котироваться на Лондонской фондовой бирже, и большую часть акций ее американского «родителя» приобрели британские инвесторы. (Треть акций вплоть до 1970-х годов оставались в распоряжении «Империал Тобакко».) Компания смогла свободно и независимо вести свои дела во всем мире, кроме Великобритании, где сохранили свое действие соглашения о разграничении территорий с «Империал Тобакко».
Компания активно захватывала новые рынки, расположенные в Южной Атлантике. В 1913 году был приобретен аргентинский производитель табака «Бозетти энд Ко» (Bozetti & Co), а год спустя — бразильская компания «Суза Круз» (Souza Cruz), к настоящему времени ставшая одной из ведущих дочерних компаний группы.
С началом войны в 1914 году возник дополнительный спрос на табак для армии, и производственные мощности компании были загружены до предела. В 1915 году «Бритиш Американ Тобакко» продала 25 млрд. сигарет.
Первая мировая война способствовала дальнейшему объединению разных подразделений компании, единая корпоративная культура пришла на место группе разрозненных компаний.
«Бритиш Американ Тобакко» продолжила свою экспансию, ее продукция поступала на все большее число рынков. В 1921 году в Венесуэле была создана компания «Сигаррера Бигот Сакс» (Cigarrera Bigott Sucs), а в последовавшие за этим несколько лет приобретены компании в Чили, Мексике и Центральной Америке.
В 1923 году Дюк подал в отставку. Его преемник, сэр Хьюго Канлиф-Оуэн (Sir Cunliffe-Owen), тоже был сильным, решительным человеком. Одним из первых действий сэра Хьюго на посту председателя было приобретение в 1925 году международного бизнеса компании «Ардат Тобакко» (Ardath Tobacco) и, вместе с ней, прав на марку State Express.
«Бритиш Американ Тобакко» пришла на американский рынок в 1927 году, став владельцем «Браун энд Виллиамсон» (Brown & Williamson) — в то время небольшой компании в Северной Каролине.
К 1927 году — 25-летнему юбилею компании — «Бритиш Американ Тобакко» была признана одной из ведущих компаний Великобритании, она управляла 120 дочерними предприятиями по всему миру, в которых работало более 75000 человек. Компания получила плацдарм на американском рынке и поглотила своего единственного международного конкурента «Ардат». «Бритиш Американ Тобакко» занимала прочное положение на всех континентах, и ее ежегодная прибыль превышала 6 млн фунтов стерлингов.
В 1930-х годах, последовавших за биржевым кризисом 1929 года, территориальная экспансия компании замедлилась.
Несмотря на экономический спад, к 1932 году «Бритиш Американ Тобакко» имела предприятия в большинстве стран, в которых не действовала государственная монополия. Независимая дистрибьюторская сеть компании трансформировалась в несколько дочерних фирм. В Индии, Китае, Бразилии и Нигерии появились подразделения по выращиванию табака и производству готовой продукции, а в Германии приобретена компания «Хаус Бергманн» (Haus Bergmann).
Период обретения независимости бывшими колониями после Первой мировой войны был неспокойным для «Бритиш Американ Тобакко». После потрясений Второй мировой войны, потери китайского рынка и расположенных там предприятий, компания продолжала терять некоторые рынки, однако объем продаж во всем мире продолжал расти.
Влияние Второй мировой войны на компанию оказалось столь же сильным, как и влияние Первой мировой. Производственная и торговая деятельность в Европе резко сократилась. «Бритиш Американ Тобакко» потеряла управление предприятиями в странах Дальнего Востока, оккупированных японскими войсками. В Китае, где в 1937 году продажи сигарет «Бритиш Американ Тобакко» превысили 55 млрд., в результате японского вторжения продажи за четыре года упали вдвое.
До 1942 года прибыль компании оставалась неизменной на уровне 5,5 млн фунтов стерлингов в год, но в годы депрессии она сократилась до 3 млн фунтов стерлингов, и оставалась на этом уровне до окончания войны.
«Бритиш Американ Тобакко» столкнулась с тяжелыми для делового мира условиями на всех своих рынках. Инфляция, высокая стоимость сырья и необходимость восстановления мощностей и активов, утраченных в годы войны, — все это значительно снизило прибыль.
К 1952 году, 50-летнему юбилею «Бритиш Американ Тобакко», среда, в которой работала компания, стала меняться. Волнения, вызванные войной, привели к потере некоторых рынков, среди которых были Египет, Индонезия и Китай. Однако, несмотря на политическую нестабильность в некоторых регионах, компания продолжала работать успешно.
Приход нового председателя, Дункана Оппенгеймера, в 1953 году ознаменовал для компании начало новой эпохи. Мягкие манеры и острый ум юриста позволили новому председателю поддерживать стабильное, устойчивое развитие компании на протяжении последующих 13 лет.
Между 1953 и 1955 годами «Бритиш Американ Тобакко» занимала третье место по показателю прибыли среди британских, французских и немецких компаний. В 1960 году совокупные продажи компании по всему миру превысили 280 млрд сигарет, и компания получила рекордную прибыль, составившую более 58 млн фунтов стерлингов.
В 1956 году «Бритиш Американ Тобакко» приобрела компанию «Бенсон энд Хеджес» (Benson & Hedges). Благодаря марке State Express, компания «Бенсон энд Хеджес» существенно поддержала позиции «Бритиш Американ Тобакко» на международном рынке торговых марок.
В начале 1960-х компания «Бритиш Американ Тобакко» начала работать в целлюлозно-бумажной, косметической и пищевой отраслях. Одним из первых шагов компании в этом направлении было приобретение акций компаний «Уиггинс Тип» (Wiggins Teape) и «Мардон Пэкэджин» (Mardon Packaging). В 1964 году была приобретена британская компания по производству мороженого «Тонибелл» (Tonibell), а также парфюмерная компания «Лентерик» (Lentheric). Кроме того, «Браун энд Виллиамсон» и компании «Бритиш Американ Тобакко» в Южной Африке и Австралии начали инвестировать в пищевую промышленность.
В 1966 году «Бритиш Американ Тобакко» купила компанию «Генри Уинтерманс» (Henri Wintermans), производящую сигары, и прибыль компании впервые превысила 100 млн фунтов стерлингов. В компанию пришел новый председатель, Дензил Кларк (Denzil Clarke), ускоривший темп покупки новых компаний.
К 1970 году «Бритиш Американ Тобакко» вела операции в 50 странах. После диверсификации бизнеса, создания в конце 1970-х годов компании «БАТ Индастриз» (BAT Industries) и выхода на рынок финансовых услуг в 1980-х, к 1989 году компания вновь сосредоточилась на табачном бизнесе.
К 1970 году под руководством нового председателя Ричарда Добсона (Richard Dobson) компании, входящие в «Бритиш Американ Тобакко», производили продукцию на 120 фабриках, расположенных в 50 странах мира. Два года спустя, после отмены соглашения с «Империал Тобакко» от 1902 года, компания получила эксклюзивные права на продажу сигарет своих торговых марок, включая State Express, в Великобритании и Западной Европе.
В поисках другого обширного и значительного поля деятельности за пределами табачной индустрии «Бритиш Американ Тобакко» остановилась на розничной торговле и приобрела в 1970-х годах систему магазинов «Агро» (Argos) в Великобритании и «Сакс Фифс Авеню» (Saks Fifth Avenue) в США.
В 1976 году группа подверглась радикальной реорганизации. С приходом нового председателя Питера Макадама (Peter Macadam) все операции стала координировать новая холдинговая компания, «БАТ Индастриз» (BAT Industries). За два года она стала третьей по величине компанией в Великобритании и крупнейшей табачной компанией в странах с рыночной экономикой. Ежегодные продажи составили 500 млрд сигарет.
Когда в 1977 году компания отмечала свой 75-летний юбилей, Макадам сказал: «Мы пережили две мировые войны, потерю бизнеса в Китае, лишение прав собственности во множестве других стран, и вышли из всего этого еще более сильными и, я полагаю, находимся в лучшей форме, чем когда-либо в прошлом».
В то же время «Браун энд Виллиамсон» открыла новую фабрику стоимостью 150 млн долларов в городе Мейкон, штат Джорджия, США. К концу 1970-х «Бритиш Американ Тобакко» впервые после национализации ее имущества в Китае экспортировала первую партию сигарет в эту страну.
К концу десятилетия, благодаря покупке международной компании «Лориллард» (Lorillard), компания приобрела еще несколько известных торговых марок, включая Kent.
К 1981 году прибыли от табачного бизнеса утроились по сравнению с предыдущим десятилетием и достигли более 463 млн. фунтов стерлингов, при этом производственные мощности постоянно расширялись.
Купив в 1984 году компанию «Игл Стар» (Eagle Star), в следующем — «Элайд Данбэр» (Allied Dunbar), и в 1988 — «Фармерз Груп» (Farmers Group), «БАТ Индастриз» к 1989 году стала крупнейшей страховой группой Великобритании. В том же году, когда прибыль до уплаты налогов увеличилась на 24% и достигла более 2 млрд фунтов стерлингов, а также была предпринята попытка установить контроль над компанией через покупку акций, «БАТ Индастриз» приняла решение сосредоточиться исключительно на табачном и страховом бизнесе и продать все другие компании.
В 1990-х годах экономическая либерализация и отмена государственных монополий в странах Центральной и Восточной Европы открыли перед компанией новые возможности. В 1992 году «Бритиш Американ Тобакко» приобрела венгерскую компанию «Печи Доханидьяр» (Pecsi Dohanygyar). Вскоре после этого были куплены, а также созданы в партнерстве с местными производителями компании в России, Чехии, Румынии, Польше, Узбекистане, а также на Украине.
Другим существенным приобретением оказалась покупка в 1994 году «Американ Тобакко Компани», принесшая «Бритиш Американ Тобакко» право собственности на такие торговые марки, как Lucky Strike и Pall Mall.
В 1997 году группа «БАТ Индастриз» ушла из сферы финансовых услуг. В том же году компания приобрела «Сигаррера Ла Модерна» (Cigarrera La Moderna), ведущую сигаретную компанию Мексики.
В 1998 году «Бритиш Американ Тобакко», возглавляемая Мартином Бротоном (Martin Broughton), начала котироваться на Лондонской фондовой бирже. В 1999 году «Бритиш Американ Тобакко», вторая по величине табачная компания мира, объявила о глобальном слиянии с «Ротманс Интернэшнл» (Rothmans International), занимающей четвертое место. Благодаря этому слиянию, ассортимент компании пополнился несколькими известными торговыми марками, в том числе Dunhill.
За слиянием с «Ротманс Интернешнл» последовала смена интересов «Бритиш Американ Тобакко» на канадском рынке, ставшем крупнейшим источником прибыли для группы. В 2000 году канадский бизнес «Ротманс» был продан и одновременно куплены выпущенные в обращение акции «Имаско» (Imasco), дочерней компании «Бритиш Американ Тобакко», при этом активы последней, не связанные с табачной отраслью, были проданы. Теперь интересы компании в Канаде представляет «Империал Тобакко Канада» (Imperial Tobacco Canada), которая занимается исключительно табачным бизнесом.
В 2001 году группа объявила о серии новых инвестиций в таких странах, как Турция, Египет, Вьетнам, Южная Корея и Нигерия.
Имея за плечами вековой опыт работы на мировом табачном рынке и обладая практическими знаниями в каждом аспекте бизнеса, «Бритиш Американ Тобакко» с уверенностью смотрит в будущее.
Источник: batrussia.ru



Другие статьи по теме:


Об авторе

admin опубликовал на блоге 1107 записей.

Оставить комментарий или два

© 2024 Электронный журнал успешных людей ВСЕ ЛИЦА. Права защищены.
При копировании информации ссылка на Электронный журнал - Все лица обязательна.