Стивен Спилберг
- Пятница, 13 июня 2008, 22:00
- Люди кино, Люди шоу-бизнеса
- 156 просмотров
- Комментариев нет
Родился в Цинциннати (Огайо). Окончил колледж штата Калифорния. В детстве снимал любительские фильмы на 8 мм. Первый фильм с сюжетом и актерами снял в 12 лет в Фениксе. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне. Первый профессиональный фильм – 20-минутная короткометражка «Эмблин» – обеспечила ему контракт с «Юниверсал пикчерс».
Спилберг – основная фигура нового американского кино. Его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров «постшестидесятников». Фильмы Спилберга, хотя и кажутся обыкновенной развлекаловкой, несут мощнейший программный заряд. К какому жанру отнести «Контакты третьей степени», «И. Ти. – Внеземной», «Назад в будущее», «Банда тупиц», «…батарейки в комплект не входят»? Научная фантастика? Триллеры? Боевики? Хотя в каждом из фильмов есть элементы всех этих жанров, они несут совершенно новое качество. Продукция Спилберга неожиданным образом вписалась в современное неорелигиозное движение «новый век» (new age). По мнению ньюэйджеров, наступающая эра Водолея знаменует начало новой цельной жизни в гармонии по ту сторону разрушенных верований и дискредитированных официозных религий.
Действительно, умиротворенная благостность является характерной для большинства фильмов Спилберга. Для радикальных европейских критиков это скорее признак буржуазности, нежели свидетельство творческого начала. Спилберг очень хорошо знает жизнь современных пригородов – колыбели мелкобуржуазной ментальности, где, как он однажды выразился, «взрослеют с тремя родителями – матерью, отцом и телевизором». Однако и в «Контактах третьей степени» (1977) и в «E.T. -Внеземном» (1982) инопланетяне обещают жизнь вне мещанских ограничений; космические корабли беспрепятственно перелетают над пограничными будками главного шоссе штата – границами материального мира американского обывателя. Поэтому творчество Спилберга можно прочитать и как преодоление буржуазности, как стремление к обновленной жизни в этом наступающем «новом веке». Но самое главное – деятельность Спилберга реанимировала «большой голливудский стиль». Во многом благодаря Спилбергу Голливуд вышел из кризиса, который начался с расцветом телевидения в начале 60-х годов. Спилберг как бы разобрал кинематограф «золотого века» и переосмыслил его догматы с точки зрения изменившегося мира. Молодежь снова потянулась в кинотеатры, которые теперь стали называться «мультиплексами» – синдром «последнего киносеанса» был преодолен.
Новое качество впервые появилось – еще несколько неуверенно – в финансовом рекордсмене 1975 года фильме» Челюсти «. Формально зачислив его в рубрику «фильмы катастроф», критики не заметили в нем ничего особенного. В «Челюстях» новаторский элемент был действительно слабым, по-настоящему Спилберг развернулся только в » Тесных контактах третьей степени «. Фильм был создан в революционном 1977 году – времени появления первого видеоклипа («Богемская рапсодия» – Queen), первого персонального компьютера Apple, первых серьезных распродаж видеотехники новаторского стандарта VHS. В этом фильме и была найдена магическая формула: фантастический элемент – в данном случае НЛО и его воздействие на Америку конца 70-х – вставляется в гиперреалистически показанную действительность абсолютно без шва, как действующий фактор этой действительности. Поэтому современная Америка начинает выглядеть в «E.T.» и «Тесных контактах» как осуществившаяся утопия Стругацких – или, если угодно, наступивший «новый век». Открытие было сделано, и после колоссального успеха «И Ти-Внеземного » Спилберг, не желая заниматься самоповторами, создал фирму «Эмблин энтертейнмент». Таким образом Спилберг проложил Голливуду дорогу в современность, а сам – в своем творчестве – убавил обороты и некоторое время снимал не очень прибыльные фильмы – теперь он мог себе это позволить. Зато он был продюсером практически всех фильмов, снятых «по его шаблону» – от «Назад в будущее»(1985) до «Внутреннего космоса» (1987) и «…батарейки в комлект не входят» (1984)
Но уже в картине «Капитан «Крюк» – грандиозном римейке одноименного полнометражного диснеевского мультфильма 1953 года – Спилберг собрал воедино все свои мотивы и сюжеты и вывел характер, в разных обличьях присутствовавший во всех его фильмах: нестареющего мальчика-мужчину. Летом 1993 года на экранах появился блокбастер «Парк Юрского периода» – история о динозаврах, восстановленных в наши дни по генетическому коду. В первый же уик-энд проката фильм собрал более 50 миллионов долларов (при бюджете 80 миллионов), а в течение последующей недели перешагнул 100-миллионный рубеж.
Это абсолютный мировой рекорд, достойный книги Гиннеса. После такого «детского» фильма Спилберг сделал неожиданный ход и снял «Список Шиндлера» (1993), основанный на реальной истории, случившейся во время Второй мировой войны. Немецкий предприниматель, член национал-социалистической партии Оскар Шиндлер набрал на свою фабрику рабочими евреев из концлагерей и спас их таких образом от верной гибели.
На первый взгляд Спилберг отошел от принципов нового Голливуда, но при более внимательном рассмотрении и «Список Шиндлера», и более поздний военный эпос «Спасение рядового Райана» оказываются хитро замаскированными «новоголливудскими» произведениям. В этих картинах нет настоящей экзистенциальной жесткости, характерной для европейского военного кино – реальные события Второй мировой пропущены здесь сквозь фильтры «тонкой голливудской очистки.» Тем не менее, именно благодаря этим фильмам Спилберг смог впервые прорваться к «Оскарам».
Мой блог находят по следующим фразам
Другие статьи по теме:
- » Максим Виторган - Актер а значит...
- » Александр Сокуров получил "Золотого льва"
- » Ларри Кинг провел свое последнее телешоу
- » Филипп Киркоров: я болен и хочу извиниться
- » Смысл успеха Владимира Соловьева
- » Федор Бондарчук: «В ж..у кризис! Работать надо!»
- » Федор Бондарчук и его «Обитаемый остров»
- » Федор Бондарчук: Я люблю Россию
- » Хью Лори
- » Роберт де Ниро
Об авторе
Оставить комментарий или два