Максим Виторган – Актер а значит…

Максим Эммануилович Виторган — российский актёр и режиссёр-постановщик. Родился 10 сентября 1972 года. Окончил ГИТИС в 1993 г.(курс И. Судаковой) и был принят в МТЮЗ, где играл в спектаклях: «Гроза» (Борис), «Казнь декабристов» (Николай I). В 1999 был принят в труппу Театра Ленком, где играл в спектаклях: «Жестокие игры» (Ловейко), «Мудрец» (Курчаев). Играет в спектакле Театра п/р О. Табакова «Секс, ложь и видео» (Грэм). В 2001 г. был принят в труппу МХТ им.Чехова, где дебютировал в спектакле «Ю» (Сева).  Режиссер-постановщик «НеГолубого огонька» на телеканале REN-TV (2004 год) и фестиваля «Нашествие-2004″. Играет в спектаклях театра «Квартет И».

Он с удовольствием рассказывает о своих ролях в кино и театре, но также всегда рад поговорить и на другую тему — о женщинах. Точнее, об отношениях между мужчиной и женщиной

Максим слегка медлителен, спокоен, говорит неспешно, но достаточно эмоционально, сопровождая все отменным чувством юмора. От мамы, красивой и талантливой актрисы Аллы Балтер, он унаследовал мягкость и интеллигентность. А определенной резкостью и жесткостью суждений напоминает отца, Эммануила Виторгана, в молодости. Максим и сам уже давно отец: дочери Полине четырнадцать лет, а сыну Дане десять.

Виторган-младший опровергает своим примером расхожую фразу, что на детях природа отдыхает. О том, что он попал в эту профессию не по блату, говорит уже одно то, что его в разное время приглашали в труппу Генриетта Яновская. Марк Захаров и Олег Табаков. С кино история любви только начинается.

Мы встретились в кафе на старом Арбате. Максим опаздывал. Как оказалось, потому что застрял в пробке. Да так. что даже пришлось бросить машину и пересесть в метро.

«ЕСТЬ СЧАСТЬЕ — НЕ ИЗМЕНЯТЬ»

Говорят, идея сделать фильм «О чем говорят мужчины» в духе роуд-муви появилась именно в дороге…

Да, мы с Лешей и Славой (Леонид Барац и Ростислав Хаит. — Прим. ред.), будучи в Австрии, ехали на машине из Вены в Зальцбург, а в фильме, как вы помните, их маршрут был Москва — Одесса. Часа четыре ехали и… разговаривали. Так вот, мне доводилось слышать после фильма: мол, что это за мужики такие, которые бесконечно разговаривают, разговаривают, разговаривают… И все о женщинах, о женщинах, о женщинах… Между прочим, это самая лучшая лакмусовая бумажка, в которой проявляется человек, нежели, например, в разговорах о машинах и даже футболе. А если чувство не проходит и говоришь об одной и той же, значит, это именно Та. Остальные — не те. У меня в жизни был период, когда страшно было пропустить кого-то. Это приводило к тому, что сети очень широко забрасывались (смеется).

И это несмотря на то, что вы достаточно рано женились?

Я говорю не о возрасте пятнадцати лет, о котором Довлатов писал: «Иду такой я, а вокруг женщины…» Речь о более зрелом периоде. Это чувство как наркотик… Но женщины никогда не поймут мужчин. Никогда! Например, что «секс с любимой женщиной и секс с нелюбимой женщиной — это вещи с разных планет вообще» (фраза из фильма. — Прим. ред.). А есть еще счастье — не изменять! И это для меня одно из относительно недавних открытий. Должен вам сказать, что это достаточно редкое явление, производящее на меня очень сильное впечатление. Думаешь о себе: «Блин, да я молодец! Скажите, где у вас тут призы стоят?» И жене своей потом говоришь, смеясь: «Я хочу за это пирожок».

Заметной премьерой прошлого года был ваш спектакль «Ближе». Там мужчины и женщины очень откровенно разговаривают. А как вы считаете: можно ли говорить все и обо всем?

Нет, все рассказывать, конечно, не надо. Границы обозначить не могу, но понимаю, что не нужно. Главное — ты обязательно должен разговаривать со своей женщиной на одном языке, а не быть с ней в состоянии войны, противостояния полов. Но есть вещи, которые женщина априори никогда не сможет нормально воспринять…

«Ближе» — популярная современная пьеса, по которой снят фильм с Джулией Роберте, Натали Портман, Джудом Лоу. А что вас привлекло в ней?

Простая человеческая история о любви. О жажде любви. О вкусе любви. Об этом неизбывном желании, от которого невозможно отделаться, по которому испытываешь голод. Хотя кто-то ведь не испытывает — счастливые люди (смеется). Ты пытаешься питать себя какой-то другой пищей, а все равно организм просит этого. Это история людской обреченности.

«Я тогда сказал Наташе: «Хочется что-то еще сделать, но я не знаю что… Может быть, поженимся ?»

Ваш герой связан с двумя героинями. А вы никогда не были влюблены в двух женщин? Различали, где любовь, где влюбленность?

А кто это четко понимает? Когда я говорил об обреченности, то имел в виду череду проб, ошибок, самообмана, которые проходишь в этом вопросе, когда глаза застит, разум отключается. Или когда, наоборот, какие-то изыски ума не дают почувствовать и ощутить Это… Бесконечный процесс.

А бывало, что потом, когда глаза уже не застит, вы понимали, что она не «прелесть, какая глупенькая», а «ужас, какая дура»?

И такое бывало. А как быть с ситуацией, когда любишь человека, замечательного, прекрасного. Потом он остается таким же, но любви уже нет. И ты ничем не можешь ее подменить. Ты говоришь: «Как? Подождите! Она же такая прекрасная…» Но все лопнуло, исчезло, и от тебя вообще ничего не зависит.

«МЕНЯ ВДРУГ ПРИХЛОПНУЛО — Я ЖЕНИЛСЯ»

Вы говорили о том, что после расставания с первой женой вам не хотелось никакой любви, вы в нее не верили, хотели жить в одиночестве…

Да, каждый раз тебе кажется, что ты для себя все окончательно определил, прибыл на некую станцию. А потом вдруг раз — и… Я ведь был абсолютно уверен, что никогда в жизни не женюсь и не буду никогда ни с кем жить. И вот, собственно, на пике этой уверенности меня вдруг прихлопнуло — я женился. Все друзья были в шоке от этого.

Идея расписаться исходила от одного из вас или была взаимной?

Во-первых, наши организмы были в ту секунду подорваны пьянкой накануне. Мы отдыхали в Одессе, были на дне рождения у сына Жванецкого. Ему исполнилось 13 лет. Считается, что в этом возрасте еврейский мальчик становится взрослым, это называется «бармицве». И я подумал о том, что если 13-летний мальчик становится взрослым, то, может быть, и мне пора. К тому же мы наслушались праздничных речей, и от переизбытка чувств нам захотелось что-то совершить.

«Максима Виторгана я люблю, поэтому буду слегка субъективен. Итак, Максим Эммануилович Виторган — выдающийся российский актер, режиссер и человек. А вы не знаете — так и молчите!» Леонид Барац, актер

Правда, я до сих пор не понимаю, что такое «брак официально» и что он дает. Это не производит на меня никакого впечатления. Но я тогда сказал Наташе: «Хочется еще что-то сделать, но я не знаю что. Может быть, поженимся?» Меня просто распирало. Она тоже сказала, что ее распирает, и согласилась с моим предложением.

В Одессе расписались?

Пытались, но это теперь другое государство. Мы дошли там до консула. Но не получилось. Тогда у папы Леши Бараца появилась безумная идея сесть на машину и поехать в Тирасполь: мол, с российскими паспортами брак можно зарегистрировать там. В итоге и это не удалось. Так что расписались уже в Москве. То есть наши чувства подвергались испытанию еще две недели. Когда зашли в загс, встретили режиссера Пашу Бардина. Мы, такие радостные, спрашиваем у него: «А ты что здесь?!» — «Разводиться пришел». Я тут же: «Так, все, до свидания! Нам в другую сторону».

У вас и жена, и друзья — в одном флаконе, в одной компании?

Да, все перемешано. Моя близость с друзьями столь велика, что я, честно говоря, не могу себе представить ситуацию, когда жена или девушка не принимала бы мир моих друзей. У меня были отношения с одной девушкой, и ей как-то не «покатило» в этом смысле, у нее были другие взгляды на жизнь. Хорошим это не закончилось. У Наташи самостоятельные отношения — и со Славой, и с Лешей. Бывает, что они идут гулять, а я нет, потому что у меня на следующий день спектакль. Они втроем гудят. А бывает, я с ними отдельно общаюсь, без Наташи. Она в это время может с подружками встретиться.

А как у вас в семье с бытом?

Очень люблю, когда Наташа готовит, но заставлять ее это делать не считаю правильным. А вообще, я человек крайне непритязательный в быту. Это, кстати, даже немножко злит Наташу. Она считает, что пора уже ремонт сделать, а я все не хочу. Мне приходилось делать несколько ремонтов — и своими руками, и чужими. Это все ужасно, хотя и необходимо.

Вы как-то сказали, что кризис среднего возраста у вас уже закончился. Раненько…

Есть такое ощущение. У меня в жизни так получается, что все идет немножко с опережением — года на три-четыре.

А в чем он проявлялся?

В переоценке ценностей. Стали отшлифовываться какие-то жизненные установки. Меня сильно перетрясло после того, как исполнилось 30 лет. На меня произвело впечатление, что в моих воспоминаниях десятилетней давности я был достаточно взрослым человеком. А еще совсем недавно — ребенком.

«Когда вижу в своих детях собственные недостатки, это приводит в бешенство»

А в чем кризис среднего возраста выражался эмоционально?

Во многом. Может, и в запои уходил бы, но, к сожалению или к счастью, мой организм устроен так, что если выпил, то на следующий день уже не могу пить. Это неплохое устройство. И взаимоотношения с друзьями менялись: чуть ближе — чуть дальше. У нас у всех в это время происходила масса драматически-трагических историй. Нас всех немножко тряхануло таким «землетрясением». И многих разнесло по разным сторонам.

Это о ваших друзьях-ровесниках. А что в этом смысле с женщинами?

Да в общем-то это неважно… Но Наташа младше меня на семь лет.

Ну, эту-то разницу вы, наверное, не чувствуете. А с совсем молодыми девушками общались?

Мне казалось, что художественная среда, в которой росли, жили, воспитывались мы и наши родители, ближе друг к другу, нежели наше поколение с поколением современных детей. В первом случае с родителями значительно больше общего: и книги, и фильмы, и музыка, и ключевые слова. Но жизнь идет, и я пришел к тому, что мы с папой сейчас существуем в совершенно различных, практически не пересекающихся культурных пространствах, имеем абсолютно разную шкалу ценностей. А вот с дочерью, которой 14, я нахожу точки соприкосновения. Например, дал ей прочитать «Похороните меня за плинтусом», и она в восторге. А в другой раз она мне позвонила: «Ты смотрел фильм «Все умрут, а я останусь»?» Мы с ней обсуждаем сериал «Школа». То есть у нас есть темы для разговоров. И кстати, тем страшнее и нелепее для меня звучат слова людей, которые выступали против этого сериала, говорили, что он диктует ребенку плохую модель поведения. Дочь говорит, что какие-то вещи происходят буквально так же, как в сериале, какие-то — совсем иначе. Но это их язык, который их трогает. Сколько лет у нас идут сериалы про прекрасных ментов. И что, те стали от этого лучше?! Что-то подсказывает мне, что это не так.

«Я ВООБЩЕ НЕ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЗРОСЛЫМ!»

Наличие ребенка оживляет в вас какие-то воспоминания о собственном детстве?

Да. Когда вижу в детях собственные недостатки, это приводит меня в бешенство. Начинаю орать, прыгать, беситься. Невыносимо больно видеть свои ошибки в них.

А есть что-то хорошее, что у вас, наоборот, было в их возрасте, и вы им хотите привить?

Я пытаюсь детей заставить читать, но мне это не удается. Мы с ними говорим о том. что, в принципе, можно прожить, ничего не видя и ничего не читая, основываясь на каких-то инстинктах, которые необходимы для жизнедеятельности организма, и что так многие живут. Но в чем в таком случае наше отличие от животного?

У меня мама была родом из города Киева, говорила на страшном суржике и в итоге стала рафинированной, образованной, интеллигентной женщиной, которая очень много читала и вокруг которой аккумулировались невероятно интересные люди. Как показала дальнейшая жизнь, это происходило не вокруг папы, а именно вокруг мамы. Сам я не был запойным чтецом в детстве, но у меня, безусловно, в этом смысле есть какая-то любознательность. А откуда это во мне взялось, не знаю. Я, конечно, помню, как мне родители говорили: «Читай, а то дурачком вырастешь». Хотя это, честно говоря, производило на меня мало впечатления.

«Хобби — это мои друзья, на которых требуется огромное время и очень много здоровья»

Вы больше делились личными переживаниями и мыслями именно с мамой, а не с папой. Почему?

Потому что он был занят, но главным образом потому, что у мамы всегда хватало мудрости и терпения пройти весь путь со мной: от поступка до сомнений, а папа всегда сразу выдавал конечный результат. И, даже если он был правильный, я не всегда мог это воспринять. Мама была более терпелива и мудра. У меня были с ней очень близкие, доверительные отношения. Я мог поделиться с мамой всем. И мог с ней спорить.

Помню, как однажды бедная моя мама пыталась меня убедить переписать школьное сочинение. Это уже была заря перестройки. Я, по-моему, к тому времени даже читал какие-то книжки в самиздате. И вообще, я рос свободолюбивым ребенком. Короче, маме на все аргументы отвечал: «Как ты можешь так говорить? Это же мои мысли!» И это, я думаю, было для нее тяжелейшим испытанием.

Мне в дневниках время от времени писались замечания типа: «Прошу обратить внимание родителей на аполитичность Максима». Я тогда даже не очень понимал, что означает это слово. Но этот гражданский пафос, безусловно, остался во мне (улыбается), потому что меня не оставляет в покое общественно-социальная жизнь нашей страны. Как-то я на это очень остро реагирую. Видимо, это во мне было заложено, хотя родители, особенно папа, с детства говорили: «Не имей дела с советской властью».

Когда вы общаетесь с детьми, чувствуете себя взрослым или ребенком?

Я вообще не чувствую себя взрослым. Есть ощущение, что подойдет сейчас какой-нибудь дяденька и скажет: «Мальчик, ты что здесь делаешь? Иди отсюда. Беги играй!» Мне кажется, это зависит не от наличия детей, а от какого-то внутреннего самоощущения. Мне кажется, что взрослеют только женщины. У мужчин все равно остаются игрушки, только у всех разные. Плохо, когда человек забывает, что это игрушки.

А вот к работе вы относитесь очень серьезно. А на компромиссы вам приходилось идти?

Конечно! Я участвовал в том, в чем не хотел, — из-за денег. Но есть какие-то запретные вещи, после которых не отмыться. Хотя, с другой стороны, я в этом смысле идеалист. Есть много художников старшего поколения, бывшие члены партии, которые даже занимали какие-то посты и при этом были прекрасными высокими художниками. Но у меня способности к такому раздвоению нет.

В человеческих отношениях тоже идете на компромиссы?

Естественно! А как иначе можно сосуществовать с женщиной, как не на условиях компромисса?! В принципе, всех женщин стоило бы отправить на Марс. Компромисс пока в том, что мы позволяем им жить на Земле (смеется). Правда, должен оговориться, что если мы когда-нибудь отправим женщин на Марс, то, безусловно, организуем туда какие-нибудь троллейбусы, которые будут ходить два-три раза в день, чтобы мы могли оказаться там в любой момент.



Другие статьи по теме:


Об авторе

admin опубликовал на блоге 1107 записей.

Оставить комментарий или два

© 2024 Электронный журнал успешных людей ВСЕ ЛИЦА. Права защищены.
При копировании информации ссылка на Электронный журнал - Все лица обязательна.