Как рождаються сказки и предания?
- Среда, 4 февраля 2009, 21:56
- Кинопроекты
- 173 просмотров
- Комментариев нет
Перечитав повесть Н.В. Гоголя «Вий», авторы фильма снова задались вопросами и рассмотрели с разных сторон одно из уникальных литературных произведений, которое до сих пор любят читать. Возникло предположение, что за колоритными мистическими и фантастическими перипетиями этой истории вполне может скрываться какое-то реальное событие, случившееся много лет назад.
Есть же версии, что именно так и рождаются сказки. Где-то происходит незабываемое событие, а потом при каждом новом пересказе этого события, повествователи добавляют от себя различные мыслимые и немыслимые подробности, стараясь произвести наибольшее впечатление.
Фильм «Вий» в первую очередь, конечно, приключенческое, остросюжетное кино, насыщенное яркими образами и, конечно, гоголевской мистикой и страхом. Но не менее важной для авторов фильма становится попытка понять, что же все-таки случилось с бурсаком Хомой Брутом и Панночкой-ведьмой, и где в этой истории вымысел, а где – факты.
Чтобы разобраться со всем этим, в фильм был введен новый персонаж – ученый-материалист Джонатан Грин. Прототипом этого образа является реальный путешественник Гийом Левассер де Боплан – французский ученый картограф, который в 40-х годах 17-го века долго жил в Малороссии, изучал эту страну и проникся к ней глубокой любовью. Итогом его исследований стало собрание карт Малороссии того времени и книга «От Трансильвании до Московии», в которой был представлен обширный материал о жизни украинцев 17-го века. Факт существования этого человека стал точкой отсчета для написания сценария. Авторы уверены, что «расследование» должен проводить человек, обладающий аналитическим складом ума и лишенный предрассудков.
Джонатан Грин спустя год попадает на хутор, где жила панночка и без вести пропал Хома. Там он и сталкивается с очевидцами той истории. Они рассказывают чужестранцу, а заодно и зрителям обо всех подробностях тех загадочных событий. В том числе и про Вия с его единственной просьбой «подымите мне веки», а также про чертей и вурдалаков.
Джонатан Грин не верит этим свидетелям на слово и пытается, опираясь исключительно на факты, воссоздать подлинную картину случившегося. Вместе с Грином зрители, как бы вновь инсценируют повесть Гоголя, но при этом авторы фильма намеренно акцентируют их внимание на подробностях, которые могли быть ими пропущены во время чтения. И при таком детальном просмотре «Вия» открываются поистине удивительные вещи. Например, вряд ли кто-нибудь из читателей задумывался о значимости вознаграждения, которое пообещал сотник Хоме за чтение в течение трех ночей заупокойной службы. А между тем предложенная сумма денег оказывается просто астрономической! Задумайтесь, ТЫСЯЧА ЧЕРВОННЫХ! Вот летописное свидетельство 1672 г. из «Русской истории» Н. И. Костомарова «…Мир был заключен при Бучачем в Галиции. Поляки уступили туркам Подол и Украину и, кроме того, обязались платить ежегодно(!) 22000 червонцев…». Так это контрибуция одного государства – другому. А тут 1000 червонных – за три ночи! Высокая цена, только за что именно?
Нам удалось найти рукописный текст Гоголя. И там оказались прелюбопытные подробности. Например, в этом тексте в самом финале, по истечении третьей ночи в церковь приходит священник ИЗ ДРУГОГО СЕЛЕНИЯ, который приказывает закрыть церковь(!), и забыть к ней дорогу. Не странное ли это решение? И что это мог быть за священник? Таким образом, в нашем фильме появляется отец Паисий, еще один ключевой персонаж.
Или, например, утром после ночного полета на ведьме, которая превращается в прекрасную панночку, Хома бежит в Киев. А дальше? Многие ли обратили внимание на дальнейшие действия Хомы. Но вдумайтесь! «…он прошелся РАЗА ТРИ по рынку, перемигнулся с какою-то молодой вдовой… и был того же дня накормлен пшеничными варениками, курицей… Того же самого вечера ВИДЕЛИ философа в корчме: он лежал на лавке, покуривая… и ПРИ ВСЕХ бросил корчмарю ПОЛЗОЛОТОЙ(!)» Авторам фильма этот текст показался очень похожим на свидетельские показания, а действия Хомы – на обеспечение своего АЛИБИ. Но если это так, то, что он хотел скрыть? И что все-таки произошло там, на постоялом дворе со старухой? А может быть, это была и не старуха? Сказал же он ей «…я такой человек, что и за тысячу золотых не захочу оскоромиться»… У Гоголя не может просто так повториться цифра, которую назвал сам Хома и которую ему предложил сотник…
Но эти загадки далеко не все, что удалось раскрыть авторам фильма. Всё самое интересное зритель узнает, посмотрев фильм «Вий». Зритель станет соучастником расследования ученого, который, может быть, и ответит на вопрос – КАК РОЖДАЮТСЯ СКАЗКИ?
С глубоким почтением,
творческая группа проекта «Вий»
Другие статьи по теме:
- » Александр Сокуров получил "Золотого льва"
- » Федор Бондарчук: «В ж..у кризис! Работать надо!»
- » Федор Бондарчук и его «Обитаемый остров»
- » Федор Бондарчук: Я люблю Россию
- » «Бесславные ублюдки»: Интервью с Квентином Тарантино
- » Район 9 - новый фильм Питера Джексона
- » ТЕРМИНАТОР 4. Новое начало
- » Фильм Джеймса Кэмерона "Аватар" установил первый рекорд
- » Роберт Родригес приступил к работе над "Хищником"
- » Звёздный путь. Будущее начинается
Об авторе
Оставить комментарий или два