Оценка Стоимости Бизнеса

Развитие в Рф рынка покупки-продажи готового бизнеса, внедрение страхования в ведении бизнеса, выдача коммерческими банками кредитов, воплощение доверительного управления имуществом требуют получения достоверной оценки рыночной стоимости бизнеса.

Потребность в оценке стоимости бизнеса возникает при осуществлении купли-продажи бизнеса в целом либо его толикой, обосновании суммы кредита под залог имущества, определении размера доборной эмиссии акций, расчете страховых выплат, принятии решения о банкротстве компании и пр. Также оценка стоимости бизнеса нужна при проведении его реструктуризации (осуществлении слияния, присоединения, разделения и т.п.).

Оценка стоимости бизнеса дозволяет найти его экономическое и финансовое благополучие в целом, т.к. отдельные характеристики, к примеру, размер продаж, прибыль, себестоимость, ликвидность, финансовая устойчивость, оборачиваемость активов и др. являются промежными чертами разных экономических качеств деятельности.

На стоимость бизнеса оказывает влияние огромное количество причин, в том числе:

  • причины эффективности бизнеса (рентабельность инвестиций, размер прибыли, валютный поток, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала, оборачиваемость активов, удельный издержки, производительность труда, фондоемкость и т.п.);
  • причины стоимости активов бизнеса (главные средства, состояние производственных мощностей, запасы, вложения, долги, управленческая команда, торговая марка, бренд, контакты, связи и пр.);
  • причины наружного окружения бизнеса (рынок сбыта, продукция, соперники, порядок лицензирования и остальные допуски на рынок, технологическое развитие отрасли и т.п.);
  • причины внутреннего окружения бизнеса (степень прозрачности бизнеса, наличие высококачественной стратегии, структура и ликвидность активов бизнеса, уровень корпоративной культуры, дела с инвесторами, кадровый потенциал, стиль, опыт и репутация компании и пр.).
  • Необходимость оценки стоимости бизнеса может появиться конкретно у юридических лиц, собственников бизнеса, кредиторов, страховых компаний, возможных инвесторов, фондовых бирж, страны (антимонопольной службы, налоговой службы, арбитражных судов) и т.п.

    В согласовании с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Русской Федерации» оценке могут подлежать отдельные материальные объекты, движимое и недвижимое имущество, права принадлежности и другие вещественные права, права требования, долги, права на обозначения (фирменное наименование, товарные знаки и т.п.), продукция, работы, сервисы, информация и пр.

    В зависимости от определенных ситуаций стоимость бизнеса может оцениваться по-разному, так как в каждом отдельном случае возникает необходимость установления определенной его стоимости. К примеру, оценка рыночной стоимости бизнеса осуществляется с целью определения его экономического потенциала, при разработке стратегии развития и оценке уровня эффективности менеджмента, собственник компании может проводить оценку рыночной стоимости с целью выбора экономически целесообразного варианта распоряжения собственностью, при обосновании цены купли-продажи бизнеса в целом либо его частей, а ликвидационная стоимость будет устанавливаться при определении размера выручки при ликвидации компании.

    С 2008 года в Русской Федерации вступил в силу Федеральный эталон оценки №2, согласно которому при проведении оценки различают четыре вида стоимости объекта: рыночную, вкладывательную, ликвидационную и кадастровую.

    Рыночная стоимость – это более вероятная стоимость, по которой объект оценки быть может продан на рынке при наличии вольной конкуренции и отсутствии чрезвычайных событий, при всем этом предполагается, что срок реализации достаточен для вербования внимания достаточного числа будущих покупателей.

    Вкладывательная стоимость – это стоимость объекта оценки при установленных вкладывательных целях его использования для определенного инвестора. Вкладывательная стоимость различается от рыночной представлениями о доходности инвестиций и риске их воплощения, к примеру, инвестор может желать получения прибыли от реализации инвестиций в бизнес на наиболее высочайшем либо низком уровне, чем складываются среднерыночные условия доходности.

    Ликвидационная стоимость представляет стоимость объекта оценки, по которой он быть может продан за срок, наименьший срока реализации в рыночных критериях, при влиянии чрезвычайных событий, вынуждающих продавать объект оценки в нерыночных критериях.

    В Законе «Об акционерных обществах» сказано, что компания быть может ликвидирована добровольно либо по решению суда. Почаще всего ликвидация происходит в связи с банкротством по решению суда, при всем этом при расчете ликвидационной стоимости учитывается не только лишь валовая выручка от реализации имущества, да и связанные с ее получением издержки (расходы на оплату услуг конкурсного управляющего, юридических, аудиторских и оценочных компаний).  Таковым образом, ликвидационная стоимость представляет собой меньший предел стоимости бизнеса.

    Кадастровая стоимость – это рыночная стоимость объекта, установленная и утвержденная в согласовании с законодательством,  которая применяется, а именно, для целей налогообложения.

    При определении стоимости бизнеса нередко употребляются прогнозные данные, которым присуща некорректность, не считая того, успешное функционирование бизнеса соединено с разными рисками, которые нужно учесть при проведении оценки (под риском предполагается возможность получения наименьших по размеру доходов, чем ожидается инвестором, либо неопределенность будущих доходов и расходов).

    Опасности можно поделить на макроэкономические и внутрифирменные. Макроэкономические опасности, не зависящие от компании, включают политическую непостоянность, социальные конфигурации, конфигурации цен, денежных курсов, изменение налогового, внешнеторгового, денежного законодательства, природные и экологические опасности, производственные и денежные опасности, в т.ч. отсутствие нужной инфраструктуры, вероятные банкротства партнеров, ухудшение денежного состояния обслуживающего банка и пр.

    К внутрифирменным относят опасности отсутствие сырья и материалов, неквалифицированный персонал, ошибки при проектировании и планировании выполнения работ, неверное составление смет, перерасход средств, изменение потребительских настроений, усиление конкуренции, утрата позиций на рынке, несвоевременный выход на мотивированной рынок, несоблюдение контрагентами критерий и сроков контрактов, вероятные суды и пр.

    Перед определением стоимости бизнеса необходимо не только лишь учитывать все перечисленные выше опасности, да и провести анализ его денежного состояния. Денежный анализ дозволяет выявить тенденции развития бизнеса в прошедшем, оценить его нынешнее положение, обосновать развитие в дальнейшем. Результаты анализа динамики выручки, себестоимости, валовой и незапятанной прибыли, рентабельности продаж и пр. употребляются во всех методах оценки стоимости бизнеса и конкретно влияют на прогнозирование доходов и расходов компании.

    Существует разные подходы к оценке стоимости бизнеса, основными из которых являются доходный, затратный и сравнительный (рыночный).

    Доходный подход к оценке бизнеса основывается на определении ожидаемых доходов, при всем этом предполагается, что стоимость бизнеса равна текущей стоимости будущих доходов от владения им. При использовании доходного подхода нужно составить прогноз будущих валютных поступлений в течение определенного количества лет (традиционно около 7 лет), а для обеспечения соизмеримости разновременных валютных потоков их нужно дисконтировать, т.е. скорректировать на коэффициент, отражающий будущий уровень инфляции и остальные опасности.

    При помощи доходного подхода можно установить стоимость работающего бизнеса в целом либо его толики, пакета ценных бумаг. Подход целенаправлено использовать для оценки, ежели бизнес генерирует значимые доходы либо объемы прибыли в итоге воплощения основной деятельности, не считая того, доходный подход более применим исходя из убеждений инвестора, который стремится приобрести не набор активов (спостроек, сооружений, оборудование, нематериальных активов), а готовый, функционирующий бизнес (с проф трудовыми ресурсами и неплохой репутацией), который дозволит ему не только лишь вернуть вложенные деньги, да и получать прибыль.

    В состав доходного подхода входят способ дисконтирования будущих валютных потоков (модель DCF) и способ капитализации доходов, при этом  модель DCF лучше использовать для оценки стоимости бизнеса при произвольно изменяющихся во времени и неравномерно поступающих валютных потоках, а способ капитализации доходов – ежели длительные ежегодные доходы приблизительно равны текущим доходам либо темпы их роста отлично прогнозируемы.

    Затратный подход к оценке стоимости бизнеса основывается на определении издержек, нужных для сотворения, восстановления либо замещения объекта оценки с учетом физического и морального износа. Затратный подход употребляют в вариантах, ежели оцениваемый бизнес обладает большими активами, в первый раз образован либо подвергнут процедуре банкротства.

    Оценка стоимости бизнеса в рамках затратного подхода подразумевает определение стоимости работающей компании либо ликвидационной стоимости.

    В данном случает стоимость компании зависит от скопленного экономического потенциала, т.е. от стоимости ее активов, при всем этом стоимость бизнеса рассчитывается как рыночная стоимость совокупных активов минус текущая стоимость всех обязанностей.

    Ликвидационной стоимость определяется, ежели бизнес не приносит удовлетворительного по размеру дохода, не имеет не плохих перспектив развития, валютные потоки от продолжения деятельности низки по сопоставлению со стоимостью активов либо ежели компания находится в стадии банкротства либо ликвидации. Ликвидационная стоимость рассчитывается как разница меж валовой выручкой от реализации активов и затратами, связанными с ликвидацией и распродажей активов.

    Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса базируется на сопоставлении оцениваемого бизнеса с компаниями-аналогами и учете цен, которые были уплачены за идентичные объекты на рынке купли-продажи бизнеса. При наличии развитого рынка продаж в фактической стоимости сделки учитываются бессчетные причины, действующие на величину стоимости бизнеса (соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска вложений в акции компании, качество менеджмента, концентрация клиентов, перспективы развития отрасли, достоверность денежной инфы и т.д.).

    Также оценка стоимости бизнеса делается на базе сформировавшихся на фондовом рынке ценах обычных акций сходных компаний, которые служат базой для сопоставления.  Стоимость бизнеса определяется как произведение стоимости одной обычной акции компании-аналога и количества обращающихся на фондовом рынке ее обычных акций. Данный способ дозволяет получить оценку стоимости компании, которая даже не возникло на фондовом рынке, а ориентиром при всем этом выступают компании, чьи акции уже котируются на фондовом рынке.

    Но при отборе компаний-аналогов нужно учесть наличие признаков сопоставимости, которыми являются принадлежность к одной отрасли, сходство размеров, ассортимента и свойства выпускаемой продукции, сходные по размеру производственные мощности и техно оснащенность, сопоставимые стратегии развития и числовые, размер выручка, численность персонала, стоимость активов и т.д. Также должны приниматься во внимание сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т.д.) и разность сделок во времени.

    Ежели же компания является функционирующей и ее акции уже обращаются на фондовом рынке, то рыночную стоимость компании можно найти методом умножения цены одной акции на количество акций.

    Для обеспечения достоверности оценки стоимости бизнеса нужно применять все подходы к оценке, потому что ни какой-то из них не может отдать полностью четкие результаты. Ежели приобретенные результаты оценки близки, могут быть указаны оба значения, которые демонстрируют пределы, в каких может идти обсуждение цены при осуществлении купли-продажи бизнеса, либо же быть может определена окончательная стоимость бизнеса. Сделать это можно при помощи математического взвешивания приобретенных результатов, но при назначении весов нужно учесть нрав бизнеса, активы компании, цели оценки, предпосылки, размер и качество доступной инфы. Также заключительная оценка стоимости бизнеса может основываться на словесном описании и учете  главных причин.

    Таковым образом, проведение оценки стоимости бизнеса является трудозатратным действием, оно обязано осуществляться с учетом огромного количества причин, в том числе цели оценки, срока существования бизнеса, стабильности получения дохода, структуры активов, доступности нужной для расчетов инфы и пр. Не считая того, при применении каждого из 3-х подходов к оценке стоимости бизнеса следует учесть их индивидуальности, определяющие возможность их внедрения и ограничения при их использовании.

    Провести приблизительную оценку стоимости Вашего бизнеса либо бизнеса, представленного на рынке купли-продажи готового бизнеса и интересующего Вас в качестве потенциального объекта для инвестирования, Вы сможете без помощи других либо сможете доверить данную работу спецам Бизнес-магазина Финмага, которые ответят на все интересующие Вас вопросцы, также по Вашему желанию проведут полную либо экспресс-оценку стоимости бизнеса.



    Другие статьи по теме:


    Об авторе

    admin опубликовал на блоге 1107 записей.

    Оставить комментарий или два

    © 2020 Электронный журнал успешных людей ВСЕ ЛИЦА. Права защищены.
    При копировании информации ссылка на Электронный журнал - Все лица обязательна.