Александр Изосимов

012Генеральный директор компании Altimo (владеет 44% голосующих акций «Вымпелкома») и председатель совета директоров «Вымпелкома» Алексей Резникович рассказывает, что впервые познакомился с Изосимовым в петербургском офисе McKinsey в 1993-1994 гг.: «Мы пересеклись года на 1,5-2. Потом я остался в McKinsey, а он ушел в Mars. Именно в McKinsey и Mars Изосимов начал развивать свое основное качество — умение приложить точный бизнес-подход западной школы к российской действительности».

Изосимов родился в 1964 г. в Якутске. Окончив экономический факультет МАИ, он пришел в McKinsey младшим консультантом. В 1996 г. Изосимов перешел в московский офис Мars Inc. менеджером по бизнес-планированию, через три года стал генеральным менеджером Mars по России и странам СНГ. А 1 октября 2003 г. занял пост гендиректора «Вымпелкома».

Лучшие российские менеджеры получаются в результате спайки Гарварда и Магадана, говорит Сергей Воробьев, председатель совета директоров хедхантинговой компании Ward Howell. В случае Изосимова Гарвардом стал INSEAD, а Магаданом — северный город Якутск. Изосимов был одним из первых участников и отцов-основателей «Клуба 2015», объединившего лучших менеджеров страны, рассказал Воробьев. «Я был удивлен, что Изосимов принял предложение «Вымпелкома», — вспоминает он. Изосимов не совершал случайных карьерных движений. Поработал в McKinsey, но не стал задерживаться в консультантах, потому что интересовался реальным бизнесом. Перешел в Mars — одну из лучших западных компаний, работающих в России. Перебрал там две должности, ни на одной из которых не пересидел. В итоге Изосимов сумел стать самым высокопоставленным российским топ-менеджером в крупной западной компании. В Mars он отвечал не только за всю Восточную Европу, но и за несколько крупных развивающихся рынков. Эти его карьерные достижения до сих пор никому из россиян не удалось превзойти, говорит Воробьев. Но до первой позиции в Mars ему пришлось бы совершить еще несколько карьерных шагов, а перейдя в «Вымпелком», Изосимов сразу оказался во главе международной компании, акции которой уже котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, вспоминает Воробьев.

Рывок вперед

Придя в «Вымпелком», Изосимов начал перетряску старой команды. «Телекоммуникационная индустрия была сделана инженерами и, похоже, делается для инженеров. Растущая сложность всех интерфейсов и предложений для потребителей просто умопомрачительная», — делился Изосимов с «Ведомостями» первыми впечатлениями осенью 2003 г. Он решил «повернуть “Вымпелком” в сторону маркетинга» — и справился с этим. В 2005 г. выручка «Вымпелкома» выросла на 52% (у МТС — лишь на 29%), а капитализация — на 24% (у МТС — всего на 5%), доля МТС в общей выручке сотовой «большой тройки» сократилась с 44% до 38%, а «Вымпелкома» — выросла с 32% до 35%. Был момент, когда менеджерам конкурирующей МТС было велено морально готовиться к тому, что по итогам очередного квартала у «Вымпелкома» окажется больше абонентов в России — впервые с 1999 г., признавался «Ведомостям» пару лет назад один из топ-менеджеров МТС. Перевеса так и не произошло, но отрыв был минимальным.

В апреле 2005 г. «Вымпелком» поменял имидж — отказался от синего фона и пчелы на логотипе, перекрасившись в желто-черные полосы. Целью «Вымпелкома» было, как объяснял тогда Изосимов, «создать эмоциональную связь [с абонентом]. Так, чтобы компанию выбирали не на основании каких-то рациональных аргументов, а при прочих равных рациональных аргументах люди хотели бы оставаться с тобой». Поначалу многие приняли новый «полосатый» имидж «Вымпелкома» в штыки, не исключая и основателя компании Дмитрия Зимина. Но очень скоро стало ясно, что цель достигнута: доля приверженных абонентов «Вымпелкома» (тех, кто готов рекомендовать оператора другим людям) повысилась с 22% (начало 2005 г.) до 31% (начало 2006 г.).

Год спустя ребрендинг провела и МТС — основной конкурент «Вымпелкома», причем новый имидж ей разрабатывала та же компания, что и «Вымпелкому», — Wolff Olins. В 2005 г. разразился конфликт акционеров «Вымпелкома»: Altimo одобрила выход компании на Украину (через покупку ЗАО «Украинские радиосистемы» за $231,3 млн), а Telenor пыталась его заблокировать. Сам Изосимов поддерживал украинскую экспансию, за что чуть не лишился должности: в 2006 г. совет директоров продлил его контракт при минимальном перевесе голосов. Впрочем, впоследствии президент Telenor Russia Шелль Мортен Йонсен не раз соглашался: Изосимов — очень эффективный и полезный для «Вымпелкома» менеджер. Правда, бизнес «Вымпелкома» на Украине по-прежнему убыточный, не упускает случая упомянуть Йонсен. А доля рынка (по числу абонентов) — всего 3,5%, а не 15%, ранее обещанные Изосимовым к 2010 г.

Именно при Изосимове «Вымпелком» превратился из чисто российской компании в международную. «Вымпелком» при нем вышел еще в пять стран (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения и Грузия), а в 2008 г. создал совместное предприятие во Вьетнаме (еще не начало работать) и приобрел лицензию на сотовую связь в Камбодже. МТС работает помимо России в пяти странах. Правда, вклад этих пяти стран в выручку МТС (23% в III квартале 2008 г.) выше, чем вклад зарубежного бизнеса в доходы «Вымпелкома» (14,7% за тот же период).

В феврале 2008 г. «Вымпелком» совершил крупнейшую сделку на российском телекоммуникационном рынке, купив за $4,35 млрд оператора фиксированной связи Golden Telecom. Эта сделка резко увеличила долг «Вымпелкома» (ему пришлось занять в банках $3,5 млрд) и привела к уходу целого ряда менеджеров (в частности, в 2008 г. компанию покинул второй после Изосимова топ-менеджер — Николай Прянишников, несколько лет руководивший российским бизнесом). А эффект от слияния пока полностью не проявился, посетовал на днях Изосимов.

Два Изосимова

«Вымпелком», возглавляемый Изосимовым, был сильным, интересным и полезным для рынка соперником, — говорит президент МТС Михаил Шамолин. — Конкуренция строилась на формировании инновационных бизнес-решений, выводе на рынок новых технологий и востребованных абонентами сервисов и не опускалась до примитивных ценовых войн. Именно такая — по-настоящему рыночная — конкуренция и позволяет двигать вперед отрасль с учетом интересов всех сторон, будь то абоненты, государство или сотовые операторы«.

В «Вымпелкоме», считает Резникович, Изосимову удалось найти «правильное сочетание командного и единоличного методов управления»: он вовлекал людей в командную работу, чтобы все чувствовали себя принимающими решение, с другой стороны, часто брал решения на себя. Мало равных Изосимову и в маркетинге, добавляет Резникович, — именно при Изосимове «Вымпелком» провел крайне успешный ребрендинг. Резникович отмечает харизму Изосимова и его «умение коммуницировать с различными аудиториями». «Это очень редкое умение: обычно людям удается эффективно доносить свою позицию либо только до российской аудитории, либо только до западной», — замечает он. Изосимов же, будучи вхож в российский истеблишмент, недавно был избран председателем совета директоров международной ассоциации GSM.

Сотрудник «Вымпелкома» со стажем считает, что стиль управления Изосимова со временем изменился. Первоначально он показал себя как в высшей степени убедительный и логичный менеджер, способный доказательно объяснить подчиненным, как надо действовать и почему. Хотя стиль руководства Изосимова уже в тот период был не лишен авторитаризма — например, в ходе общего обсуждения все высказывали свои мнения, однако окончательное решение могло противоречить мнению большинства, — в компании поощрялись демократические процедуры: Изосимов оставался доступным для сотрудников, поощрял их задавать вопросы и даже высказывать несогласие.

В последние месяцы Изосимов не всегда утруждал себя подробным обоснованием тех или иных решений. После приобретения компании Golden Telecom многие решения стали приниматься кулуарно и поспешно, вопросов у сотрудников возникало гораздо больше, чем ответов. В компании стали поговаривать, что такое впечатление, что Изосимов «просто устал» и не мог или не хотел противостоять напору закаленных в аппаратной борьбе менеджеров Golden Telecom.

Положительный герой

Нынешние коллеги Изосимова говорят другое. Вице-президент «Вымпелкома» Джеффри Макги уверяет, что стиль управления Изосимова с течением времени не менялся: «Он очень постоянный, всегда знаешь, чего от него стоит ждать». По словам Макги, главные качества Изосимова — интеллигентность и способность принимать решения в сложных ситуациях, когда необходимо пропустить через себя и проанализировать большой объем информации: «Он харизматичный и сильный лидер, окружающий себя сильными и умными людьми, очень приятный, дружелюбный и доступный, с ним комфортно работать и можно говорить на любые темы — от политики до семейной жизни».

Изосимов — очень интересный, яркий, неожиданный собеседник, подтверждает Александр Иконников, знакомый с Изосимовым по работе в совете директоров «Балтики». «Он умеет так повернуть дискуссию, что в результате находятся новые решения, у него развито стратегическое мышление — он способен видеть целое, не ослабляя внимания к деталям, — продолжает Иконников. — “Балтике” пришлось пройти через непростой процесс консолидации, позиции основных и миноритарных акционеров совпадали не во всем. Изосимов сыграл в этом процессе ключевую роль, сумев совместить интересы разных сторон». Йонсен подтвердил, что Изосимов всегда видит картину в целом, его не сбивают с толку детали: «Споры [у нас] бывали, но нам всегда удавалось вырабатывать конструктивные решения».

Умный, спокойный, умеет себя вести — так характеризует Изосимова Воробьев. Умеет выражать мысль концентрированно, но в то же время понятно и зажигательно, не обижает людей вокруг себя умничаньем. «Труженик, не боящийся трудностей», — говорит Воробьев. Один из немногих глобальных российских менеджеров, которому более или менее все равно, где и с кем конкурировать, заключает Воробьев.

Дорога в Швецию

Контракт Изосимова с «Вымпелкомом» истекает в декабре, но уже со 2 апреля Изосимов покидает компанию. Два предпринимателя, знакомых с Изосимовым, говорят, что Изосимов выбрал себе новое место работы, но назвать его отказываются. Изосимов позавчера уверял, что в ближайшие годы браться за новый крупный проект не планирует. «То, что я не стал продлевать контракт, — исключительно семейный вопрос. Я должен исполнить свой семейный контракт, — улыбается он. — Никаких других обязательств у меня нет». Жена Изосимова живет в Швеции и в ближайшее время, по словам источников в окружении менеджера, ждет рождения четвертого ребенка. Источник, близкий к основному акционеру «Вымпелкома» — «Альфа-групп», подтверждает, что никто не подталкивал Изосимова к увольнению: «Он давно хотел уйти из компании и жить с семьей, он разрывался между работой и поездками к семье. Изосимов — состоятельный человек и может позволить себе жить свободно, не работая, как ему хочется». В 2007 г. шведская газета Dagbladet наградила Изосимова титулом «покупатель самого дорогого дома 2007 г.» за приобретение особняка стоимостью $7 млн в элитном пригороде Стокгольма Юрсхольм, где живут многие богатейшие шведы. Недавно Изосимов был включен в состав президентского кадрового резерва.

Со 2 апреля вместо Изосимова руководить «Вымпелкомом» будут гендиректор «Росгосстрах-жизни» Александр Торбахов (займет аналогичную должность в «Вымпелкоме») и гендиректор Telekom Austria Борис Немшич (станет главным исполнительным директором). Это решение Резникович объясняет тем, что «в России очень тяжело найти менеджера, который соединял бы в себе обе характеристики — знание западного подхода к бизнесу и глубокое понимание российской действительности — и занимался бы не трафаретным дублированием западного опыта, а творчески переосмысливал бы его».

Мой блог находят по следующим фразам



Другие статьи по теме:


Об авторе

admin опубликовал на блоге 1107 записей.

Один комментарий к “Александр Изосимов”

  • Дежурный редактор | 15 декабря, 2009, 9:39

    ))…хорошая история, но с 3 неизвестными пока еще фактами)

Оставить комментарий или два

© 2024 Электронный журнал успешных людей ВСЕ ЛИЦА. Права защищены.
При копировании информации ссылка на Электронный журнал - Все лица обязательна.