Леониду Куравлеву исполнилось 72

018 октября 1936 года в Москве родился Леонид Куравлев – любимец зрителей, выдающийся киноактер, один из самых востребованных мастеров киноэкрана.
В раннем детстве он потерял отца, а в 1941 году его мать по ложному обвинению выслали на Север, где она с Леонидом прожила несколько трудных лет. Окончив школу, Леонид Куравлёв попытался поступить во ВГИК, но провалился на экзаменах и начал работать в московской артели «Оптик».
Следующая попытка состоялась в 1955 году, когда он удачно сдав экзамены, стал студентом на курсе Бориса Бибикова. В студенческие годы Куравлев дебютировал в кино – в 1960 году он сыграл роль матроса Камушкина в фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин».
Тогда же сыграл в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают». Василий Шукшин и стал тем самым режиссером, который, по сути, открыл для зрителя Леонида Куравлева. Правда, произошло это чуть позже – в 1964 году.
В 1960 году Леонид окончил ВГИК и был принят в Театр-студию киноактера. С этого момента он стал много сниматься в кино, как в главных, так и в эпизодических ролях. В 1961 году вместе с Василием Шукшиным они снялись в знаменитой мелодраме «Когда деревья были большими», где главную роль блестяще исполнил Юрий Никулин.
И вот, наконец, наступил 1964 год, ставший переломным в жизни Куравлева. В этом году вышли сразу две картины Василия Шукшина, и обе с участием Леонида – «Живет такой парень» и «Ваш сын и брат».
02В фильме «Живет такой парень», Леонид Куравлев сыграл главного героя – Пашу Колокольникова – милого и доброго парня, желающего помочь всем вокруг и побеждающего напасти своим юмором.
Но эта роль досталась Куравлеву нелегко: художественный совет киностудии имени Горького отнесся к молодому актеру с недоверием и порекомендовал Шукшину поискать другого артиста. Рекомендация худсовета равнялась, по сути, приказу. Но Василий Макарович уперся, и Куравлева оставили.
Куравлев блестяще вписался в стилистику шукшинских фильмов, и не удивительно, что впоследствии Василий Макарович постоянно приглашал его в свои картины. Так, например, роль Ивана в фильме «Печки-лавочки» он написал специально для Куравлева.
Однако сняться ни в этом фильме Шукшина, ни в других Куравлеву больше не довелось. От предложений Шукшина он отказывался: «Я уже тогда заботился о том, чтобы играть разные роли, не заштамповываться: боялся, что определенную обойму картин с моим участием отснимут, то, что, прежде всего, бросается в глаза, используют, а потом оставят в покое». «Шукшин на мои отказы не обижался, он был выше этого».
Следующим этапом в творческой карьере Леонида Куравлева стала роль Шуры Балаганова в комедии Михаила Швейцера «Золотой теленок» по нетленному произведению Ильфа и Петрова. Яркий, искрометный образ, созданный Куравлевым стал тем недосягаемым эталоном, по которому впоследствии мерили остальных исполнителей.
Если 60-е годы сделали Леонида Куравлева популярным киноактером, то 70-е превратили его в мега-звезду экрана. К началу 70-х ежегодно выходило по 3-4 картины с его участием.
Причем играл Куравлев совершенно разные роли – Робинзона Крузо в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», фашистского офицера Айсмана в легендарном сериале «Семнадцать мгновений весны», Лавра Мироновича в картине «Последняя жертва» по одноименной пьесе А.Н.Островского…
Как можно заметить, среди них было немало и драматических, однако всесоюзную зрительскую любовь актеру принесли именно комедийные роли.
Одна из таких работ Куравлева – вор-домушник Жорж Милославский в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Надо отметить, что на эту роль претендовал также и выдающийся актер Андрей Миронов, но Гайдай отдал предпочтение Куравлеву. И не ошибся.
Куравлев сыграл Милославского с необыкновенной легкостью, размашистостью, не затерявшись в уникальном и поистине звездном составе – Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Наталья Кустинская, Сергей Филиппов, Савелий Крамаров.
У Леонида Гайдая Куравлев снимался впоследствии много, став, как говорится, «гайдаевским» актером. В 1975 году в комедийном киноальманахе «Не может быть» (в третьей, и кстати самой лучшей, его части) он сыграл жениха Володьку Завитушкина. Герой Куравлева как бы перекликался и с гоголевским Подколесиным, и с достоевским Пселдонимовым, и с чеховским Апломбовым.
В том же 1975 году на экраны страны вышла, пожалуй, самая знаменитая картина с участием Леонида Куравлева – комедия Георгия Данелии «Афоня».
Не мало интересных работ было создано на экране Леонидом Куравлевым и в 80-е годы. В первую очередь стоит отметить его бесподобный дуэт с Софико Чиареули в комедийном детективе «Ищите женщину», поставленном режиссером Аллой Суриковой по мотивам пьесы Р.Тома.
Среди других заметных ролей тех лет: Саня в лирической комедии «Дамы приглашают кавалеров», Меншиков в исторической картине «Демидовы», Зотов в детективе «ТАСС уполномочен заявить», Миша Дятлов в комедии «Самая обаятельная и привлекательная», фон Борк в приключенческом фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается», Король в сказке «На златом крыльце сидели»…
Удивительно, но за все эти годы у Леонида Куравлева практически совершенно не было простоев. За плечами Леонида Куравлёва – около 200 ролей. Популярность его как комедийного актёра безгранична.
Но секрет такой популярности не только в личном обаянии актёра, но и в том, что Куравлёв умело бережёт человеческое достоинство, не унижает своих героев, не морализирует. Отрадно, что и современное кино не обошло вниманием знаменитого актера.
Он вновь продолжает радовать нас своими работами. Правда, сегодня режиссеры по большей части видят Куравлева в роли военного и милицейского начальника.
Мария ГОРБАЧЕВА

8 октября 2008 г.



Другие статьи по теме:


Об авторе

admin опубликовал на блоге 1107 записей.

Оставить комментарий или два

© 2018 Электронный журнал успешных людей ВСЕ ЛИЦА. Права защищены.
При копировании информации ссылка на Электронный журнал - Все лица обязательна.